На главную
 
РЮРИКОВИЧ
 
Рюрикович

Книга Н.Д.Лобанова – Ростовского.

Лобанов – Ростовский Н.Д. Эпоха. Судьба. Коллекция.- М.: Русский Путь, 2010 – 584 стр.


 
  
 






Этого высокого, элегантного человека очень хорошо знают искусствоведы, работники музеев, а также те, кто занимался серьезными финансовыми вопросами в советские времена. Знают банкира, геолога, но, главное, коллекционера, спасшего огромный пласт русского искусства ХХ века.
Когда –то, вскоре после окончания Второй мировой войны, он, тогда еще совсем мальчик, вышел из болгарской тюрьмы. Его отец, потомок великого князя Рюрика – Новгородского, Дмитрий Иванович Лобанов- Ростовский, представитель одного из самых славных родов России, находился в то время в тюрьме в Софии. Мать, Ирина Васильевна Вырубова, дочь известного земского деятеля, в годы гражданской представителя адмирала Колчака за рубежом, также была в застенке. Попали они туда за попытку нелегального перехода греческой границы – террор против всех «белобандитов» на территории коммунистической Болгарии был жесточайший.


 
  
 

Н. Лобанов в мантии почетного доктора Российской академии художеств,
Санкт-Петербург, 9-го октября 2003 г.




И вот их сын, Никита Лобанов – Ростовский, пока родители находились в тюрьме, жил у своей няни, работавшей посудомойкой в Русском клубе.
Ее муж, бывший офицер Белой армии, там же служил ночным сторожем. И хотя пригрели они сына бывших хозяев как родного, есть все равно было нечего. И маленький Никита собирал окурки на улицах, потом раздирал их и продавал цыганам по килограмму. А еще чистил ботинки на улицах. В нем всегда была поразительная воля и умение добиваться результата. А тогда цель была одна – спасти себя и мать.
Отец освободился из тюрьмы, но вскоре вышел из дома за молоком в соседний магазин и не вернулся. На дворе стоял 1950 год, и иллюзий ни у матери, ни даже у маленького Никиты не было. Но надежда оставалась, которую окончательно и через много лет похоронили официальные власти уже новой, свободной Болгарии. Никита Дмитриевич, к тому времени знаменитый на весь мир коллекционер русского искусства, банкир, специалист по геологоразведке и алмазному делу, получил справку, что его отец был расстрелян в спецлагере города Пазарджик 13 октября 1948 года.
И тем не менее сын, которому, казалось, суждено было также сгинуть, сумел уцелеть. И не просто выжить, а спасти несметные сокровища русского искусства и в конце концов передать их в Россию
Подобно герою фильма « Восток – Запад», он знал, что убежать из коммунистической Болгарии можно было только вплавь, брассом – единственным стилем, позволявшем видеть происходившее вокруг. И Никита Лобанов – Ростовский стал чемпионом Болгарии по плаванию среди юношей. Однако на столь опасный путь пойти не пришлось.
Спас дядя, один из ближайших соратников де Голля среди русских, Николай Васильевич Вырубов, работавший в Комиссариате ООН по беженцам и будущий классик Роман Гари – он был заместителем посла Франции в Болгарии. Они пригрозили задержать эшелон с гуманитарной помощью, если им не будут выданы русские, практически бывшие на положении заложников. Так Никита и его мать оказались на Запае.



 
  
 


Н. Лобанов и отец Павел, Афон, август 2000 г.




О жизни Никиты Дмитриевича можно было бы снять многосерийный фильм - получился бы ничуть не менее интересным, чем « Лоуренс Аравийский». Оксфорд, где студент Лобанов увидел выставку , посвященную Дягилевским сезонам. Выставку, которая определила всю его жизнь – так он был зачарован русским искусством. Затем последовали Геологический факультет Колумбийского Университета в Нью –Йорке, работа в Южной Америке. Потом - карьера финансиста, пост вице – президента банка Уэллс Фарго в Сан – Франциско - там Никита Дмитриевич заведовал европейским, африканским и ближневосточным отделами. И почти десять лет он занимал должность старшего вице-президента Международного банка финансов и ресурсов в Лондоне.
Из всего вышеперечисленного понятно, что вся эта сумасшедшая карьера стоила огромной, неистовой работы и учебы. Поскольку свою линию жизни Никита Дмитриевич выстроил сам. Но была в его судьбе «одна, но пламенная страсть» - собирание произведений русских художников, оказавшихся за границей.
Сегодня, когда изданы огромные каталоги, когда выставка « Русское театрально – декорационное искусство1880-1930-х из собрания Никиты и Нины Лобановых – Ростовских»» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина стала событием в истории русской культуры равносильным знаменитой выставке портретов, организованной Сергеем Дягилевым в Таврическом дворце в 1905 году, когда в России опубликованы десятки статей и интервью, посвященных Лобанову – Ростовскому, не перестаешь удивляться феномену этого поразительного человека.


 
  
 


Князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский передал в дар Культурному центру «Дом-музей Марины Цветаевой» картину русского живописца и графика Александра Яковлева (портрет Саломеи Николаевны Андрониковой и Ашени Манучаровны Меликовой), приобретенную князем на аукционе Сотбис.




Собрание Никиты Дмитриевича началось в 1959 году. В США он приобрел эскизы костюмов Сергея Судейкина к балету « Петрушка» за 25 долларов. Сегодня, конечно, в это трудно поверить. А жена Лобанова –Ростовского приобрела эскиз декораций Александра Бенуа к тому же спектаклю за 100 долларов. С этого все и началось. Началась коллекция, сегодня состоящая из сотен произведений русского искусства мирового значения и ныне приобретенная фондом «Константиновский» для конгресс –центра в Стрельне. Собрание это уже было представлено в Музее театрального и музыкального искусства в Санкт –Петербурге.
Ядро коллекции – театральные эскизы эпохи Серебряного века. Ведь и «мирискусники», и авангардисты любили работать в театре. И, конечно, графика, на которую был так щедр недавно завершившийся век.
Причем Лобанов очень мало напоминает коллекционеров, « гребущих» исключительно для себя. Он все время устраивает выставки, дает интервью, публикует статьи и о русских художниках, материалы по истории своего знаменитого рода, где, к примеру, были и близкий друг Лермонтова, и ведущие государственные деятели России. Работы, подаренные им, хранятся и в ЦГАЛИ, куда он еще в разгар застоя привез архив Сергея Судейкина, и в ГМИИ имени А.С.Пушкина, и в Доме –музее Марины Цветаевой в Москве – туда князь преподнес в дар чудесный портрет легендарной Саломеи Гальперн работы Александра Яковлева. Список продолжать можно очень долго.
И вот сегодня мы можем еще приблизиться к этому поразительному явлению – Никите Дмитриевичу Лобанову –Ростовскому. Только что в московском издательстве « Русский Путь» вышел огромный, в 584 страницы, великолепно оформленный том «Никита Д.Лобанов – Ростовский. Эпоха. Судьба. Коллекция.»
Более 600 иллюстраций, из них свыше 200 –в цвете. 1240 позиций в указателе имен. Биография автора, биографии предков и родных, воспоминания о тех, с кем он сталкивался на дороге жизни – художниках, коллекционерах, советских чиновниках, русских эмигрантах. Приведены статьи Никиты Дмитриевича в прессе, рецензии на его выставки и книги, много внимания отдано переписке Лобанова с различными учреждениями. Мы видим ту неустанную борьбу, которую он вел за создание Музея личных коллекций, и которую ведет сейчас за появление в России Национальной Портретной галереи. Мы можем познакомиться с мыслями Лобанова –Ростовского о экономике и культуре России. Но, главное - погружение в мир целого пласта великих произведений нашего искусства, спасенных этим человеком – легендой. Рюриковичем. Никитой Дмитриевичем Лобановым – Ростовским.

Виктор Леонидов
 
Counter CO.KZ