На главную
 
 
Неизвестный Анненков.





 
  
 
Наверное, не надо напоминать, особенно людям старшего поколения, что означали для нас французские фильмы в шестидесятые годы.
. Портреты Жерара Филиппа висели в миллионах советских квартир и комнатах общежитий, а имена Кристиана – Жака, Клода Отан-Лора, Анук Эме и Жана Габена звучали как дивная музыка, как что-то, открывавшее дверь в таинственный и такой дивный мир чудесной любви, непонятного томления и чего-то другого, что таило в себе нежное французское кино. Потому что нормальное советское искусство не имело право на « воспевание личных буржуазных предрассудков», а тут открывалась такая манящая и красивая жизнь.

 
  
 
Успех « Пармской обители» или « Монпарнаса 19» был просто фантастическим. Но мало кто знал, что жил в Париже человек, который был полноправным соавтором этих шедевров. У него было русское имя, хорошо известное в России в начале двадцатого века. Как в благословеннее времена Серебряного века, так и в первые неистовые революционные годы. Потом он уехал в 1924 году в Венецию, где оформлял советский павильон на венецианском биеналле. Там одной из главных примет этого выхода искусства победившего пролетариата в Европу был огромный портрет Троцкого.
 
  
 
Потом говорили, что именно тень работы на образом проклятого вождя революции и не давал возможности Юрию Павловичу Анненкову – а именно о нем идет речь – вернуться в СССР.
Анненков прожил долгую жизнь и был запрещен на своей Родине. И хотя иногда чудом издавались его иллюстрации, на имя мастера было наложено железное табу. Так и исчезла его фамилия, как художника по костюмам, из титров к французским фильмам, которыми любовались советские зрители, получившие наконец возможность глотка свободы.
Самого Анненкова это очень печалило. Он пристально следил за тем, что происходило на Родине, с удовольствием встречался с советскими деятелями культуры, которым удавалось в те годы съездить в Париж. Евегения Кузьминична Дейч, женщина – легенда нашей литературы, рассказывала, как Анненков водил ее по Парижу и рассказывал буквально о каждом доме. Она говорила, что больше никогда не встречала людей, которые бы так знали столицу Франции.
 
  
 

Природа щедро наградила Анненкова. Он был не только гениальный иллюстратор книг и портретист – а слово « гений» сегодня все чаще и чаще звучит в высказываниях о нем самых строгих ценителей искусства. До самой смерти в 1974 году Юрий Павлович сохранял и удивительную работоспособность, и острый ум, и, конечно, свой литературный дар.
Потому что он являлся не только художником, автором великих иллюстраций к блоковским « Двенадцати», оформителем более сотни спектаклей и фильмов и, вне всяких сомнений, одним из лучших портретистов двадцатого столетия. Ему было подвластно все – и пейзаж, и строгие геометрические кубические формы, и наброски, с первой линии схватывавшие облик человека.
Но Юрий Павлович был еще и прекрасным писателем . Его мемуары « Дневник моих встреч» переиздаются до сих пор, потому что они написаны четко, остро. Это - глубокая, ясная русская проза. Так же, как и портреты художника - писателя, литературные облики героев выписаны ярко и размашисто. И очень точно.
В 1934 он пошутил со всем литературным сообществом русского зарубежья, издав в 1934 блистательную « Повесть о пустяках» под псевдонимом Борис Темирязев. Автор глубоко трагических произведений, Анненков обладал прекрасным чувством юмора и любил поиронизировать над людьми и обстоятельствами, с которыми его сводила жизнь. Что в полной мере проявилось в книге Юрия Павловича « Одевая кинозвезд».
Сарказм чувствуется в самом названии. Книга эта, вышедшая в 1951 году в Париже, естественно, написана была по-французски, и к российскому читателю попасть не могла даже в самиздате. И, невзирая на триумфальное возвращение творчества Анненкова на Родину в перестроечную и постперестроечную эпоху, мало кто об этом издании вспоминал. Но все-таки усилиями верной поклонницы Анненкова Ириной Обуховой- Зелиньской , создавшей в Москвы общество друзей этого великого мастера, « Одевая кинозвезд» недавно наконец-то увидела свет на русском. Книгу выпустило издательство « МИК». Предисловие написала Обухова- Зелиньская, перевод, комментарии и указатель фильмов был также сделан ею вместе с Дмитрием Поляковым. Ряд иллюстраций предоставил легендарный французский коллекционер Ренэ Герра.
Книга – это не только рассказ об артистах и фильмах, с которыми работал Анненков. Хотя «звезд» на дороге его жизни было предостаточно. Здесь и Беккер, и Орсон Уэллс, и Жан Маре, и уже упоминавшиеся Жерар Филипп и Кристиан-Жак, #$#R#и, блистательный, но, к сожалению, так мало известный в России Макс Офюльс, и Мария Казарес, и Даниэль Дарье – список можно продолжать очень долго. И действительно, по всей книге разбросаны жемчужины анненковских воспоминаний о работе с этими и другими артистами и режиссерами. Равно как часто он вспоминает и свою жизнь в Советской России, описывая, к примеру, как работал над эскизами формы для вождей победившей революции. Или как в октябре 1918 был назначен Моссоветом главным оформителем грандиозных торжеств в связи с первой годовщиной Октября.
Основная тема « Одевая кинозвезд» - совсем другая. Анненков яростно отстаивает право оформителя костюмов и художника – постановщика на собственные творческие решения. Он вообще решительно восстает против отношения к кинематографу как к индустрии и средству добывания денег. Кинематограф – это искусство – провозглашает художник. Как, к сожалению, до сих пор все более и более становятся актуальными эти мысли.
Он издевается над рекламой, возводящей в ранг « звезд» тех, кто не имеет ни малейшего таланта. Он пишет о бесчисленной «клюкве», сопровождающей западные фильмы, снятые по мотивам русской истории и вместе с тем размышляет об огромной роли русских эмигрантов в истории мирового кинематографа. Он вновь и вновь объясняет, какое значение имеет работа художника для успеха фильма. Страстно, иронично, очень легко ведет свой рассказ Анненков, и нам остается только еще раз поблагодарить тех, благодаря которым нам выпала встреча с еще одной гранью удивительного таланта замечательного русского художника и литератора – Юрия Павловича Анненкова.



 
Counter CO.KZ